Как доказано, уровень состояния здоровья населения страны только на 10% процентов зависит от величины сумм, потраченных на систему здравоохранения. Остальные же 90% разделили между собой состояние окружающей среды, питание и образ жизни человека. Вода и солнечный свет - животворящие источники всего живого на Земле. И если о правилах потреблении солнечной энергии мы ничуть не забываем, то с рациональным использованием воды дела обстоят значительно хуже. Человек использует воду каждый день, а если лишить его такой возможности, то он проживет не более одной недели.
Источники получения воды могут быть самые разнообразные: открытые водоемы, подземные воды, ледники. Всех их отличает только одно - качество их содержимого.
Для употребления человеку подходит вода, более или менее богатая солями, то есть минеральная. В последнее десятилетие, в связи с резким ухудшением экологии открытые источники небезопасно использовать для нужд населения и выход один - спускаемся под землю. Из-под земли воду извлекают с помощью артезианских скважин, глубиной от 100 до 800 метров. По предварительным подсчетам, на территории Украины содержится около половины европейских запасов артезианской питьевой воды.
Артезианскую воду можно найти в ближайшем бювете, а если в вашем районе его нет, то тогда в магазине. Вода, которую вы видите в магазине, независимо от происхождения или способа добычи, бывает двух видов: лечебно-столовая и столово-питьевая.
Основная разница между ними - назначение.
Лечебно-столовая предназначена для борьбы с болезнями и их профилактики. Уровень минерализации этих вод довольно высок - от 1 до 12 граммов солей на один литр воды. На рынке предлагают в основном газированные лечебно-столовые воды, а углекислый газ, который добавляют с этой целью, играет роль консерванта и не позволяет размножаться микроорганизмам.
Столовая питьевая предназначена для повседневного потребления - утоления жажды и приготовления пищи. Ее производят в двух формах - с газом и без, а углекислота здесь играет роль пищевой добавки и консерванта. Эта вода способствует нормализации обмена веществ, а значит, и профилактике возникновения многих заболеваний.
Поэтому, лечебно-столовую воду потребляют в основном люди среднего и старшего возраста, страдающие теми или другими заболеваниями.Столовую воду - большей частью люди среднего возраста, и молодежь до 25 лет в жаркую пору года.
Лечебно-столовую воду подразделяют на два вида - повышающую кислотность желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и понижающую таковую.
Вода, которая повышает кислотность ЖКТ на рынке Украины пока только одна - „Миргородская”.
Немаловажную роль играют емкости, в которых вы покупаете воду. Самыми оптимальными считаются 1,5 - 2,0 литровые бутылки, поскольку при их открытии вы выпиваете ее содержимое за один день. Иными словами 5-литровые емкости с питьевой водой после вскрытия следует или хранить в холодильнике, или на вторые сутки воду использовать уже не для питья, а для приготовления пищи или горячих напитков, поскольку там уже содержится немалое количество микроорганизмов.
Что же для нас при покупке воды играет роль - знакомое название товара, или его назначение и качество?
По подсчетам специалистов только 10% покупателей знают, что им нужно купить, а остальные ориентируются только на знакомое название. Сейчас на рынке Украины большое множество минеральных вод от многих производителей. Более 1%-ю долю минерального рынка завоевали торговые марки: „Оболонская” (производитель ЗАО „Оболонь”); „София Киевская” (Киевский КЗ „Росинка”); „721” (АО Пивзавод „Рогань”); „Золотий Колодязь” (АО „Ави-Аква”, Донецкая область); „Калипсо” (ЗАО „Орлан Бевериджиз”). Компания „Инновационные дистрибуторские системы” („ИДС”) вывела марку лечебно-столовой воды „Миргородская”; корпорация „Украинские минеральные воды” — „Куяльник”. Марку „Поляна Квасова” в настоящее время продвигают три производителя (МПП „Алекс”, ООО „Мрия” и упомянутая „Украинские минеральные воды”); „Лужанскую” — также три (МПП „Алекс”, ООО „Маргит” и те же „Украинские минеральные воды”); „Трускавецька” — пять („Аква-Эко”, „Аквариус”, „Анна Г”, 000 „Саба”, „Т.С.Б.”).
Небольшую часть рынка занимают производители кондитерской и бакалейной продукции (заводы или комбинаты продтоваров), которые также практикуют разлив минеральных вод.
Появились и новые производители, которые предлагают минеральную воду с неизвестным ранее названием, но уже успевшие завоевать на рынке большую популярность. К ним относятся производитель СП „Нова”, предлагающий воду „Моршинская” и ЗАО „Добра Вода”, предлагающий „Добру воду”, „Кока-Кола Бевериджиз Украина” с торговой маркой питьевой воды „Юрське Джерело” и „БонАква.”
По данным операторов рынка минеральных вод, в течение 2001 года основную долю - от 70% до 80% - в объемах производства минеральных вод в Украине занимали лечебно - столовые воды. С точки зрения европейской практики данная ситуация аномальна - ни в одной стране не может быть такого количества нездоровых потребителей. С точки зрения отечественного менталитета превышение спроса на лечебные над спросом на питьевые воды вполне закономерен. В Украине практически за всю историю ее существования не возникало общенациональных проблем питьевой воды. Массовый потребитель привык, что питьевую воду он получает "бесплатно" из крана в квартире, уличного бювета, колодца, колонки.
Лечебную воду, как и всякое другое лекарство, в Украине всегда покупали за деньги в аптеках или на курортах. Лишь в 90-х годах прошлого века более или менее значительная часть украинских потребителей стала уделять внимание чистоте питьевой воды. Украинский рынок сначала отреагировал предложением бытовых фильтров, а сравнительно недавно - не более пяти лет назад в элитных точках продаж появилась питьевая вода зарубежного производства, и лишь в 1999 возникли отечественные компании, предлагающие питьевую воду в крупных (5 - 20 литров) емкостях.
В прошлом году компания „НДС” вывела новую марку „Старый Миргород”; „Украинские минеральные воды” - „Куяльник лайт”, были выведены „Оболонська” и „София Киевская”. Во всех случаях использовали бутыли в 5 литров.
В завершение остается лишь добавить, что по данным Госдепартамента продовольствия Украины, за I квартал текущего года в стране произведено 7,39 миллионов декалитров минеральных вод, что на 31,9 % больше, чем за тот же период 2001 года. То есть уровень самосознания населения значительно возрос и это радует. Пейте на здоровье.
|